Водно-энергетический потенциал Таджикистана и его выгоды для региона

17 February 2010

Таджикистан – это страна гор и рек, 93% его территории составляют горы. На душу населения приходится всего 0,10 га орошаемых земель. Самое сокровенное богатство республики – ее реки и озера, имеющие системно-ледниковое питание.

На территории страны формируется в среднем 64 км3 водного стока из общего среднемноголетнего объема бассейна Аральского моря в 115 км3. С учетом реки Сырдарьи, сток которой формируется в Кыргызстане, протекающий по территории Таджикистана, сток равен около 80 км3. При формировании более половины водных ресурсов на своей территории, Таджикистан использует около 10% общего стока: 15,4% стока рек бассейна Амударьи и 7,8% стока Сырдарьи.

В процентном отношении, в пределах Таджикистана формируется приблизительно 55,4% общего стока бассейна Аральского моря, в Кыргызстане - 25,3%, в Узбекистане - 7,6%, в Казахстане - 3,9%, в Туркменистане – 2,4%, на территории Афганистана, Китая и Пакистана -5,4%.

На основе выделенных лимитов советского периода, из стока реки Сырдарья Узбекистан использует 50,5%, Казахстан 42%, Таджикистан 7% и Кыргызстан 0,5%, а из стока же реки Амударья выделены Узбекистану 42,2%, Туркменистану 42,3%, Таджикистану 15,2%, Кыргызстану 0,3% водных ресурсов.
История становления стран Центральной Азии в период независимости показывает, что Таджикистан реально был и остается одним из основных инициаторов действий по рациональному и эффективному использованию, интегрированному управлению водными ресурсами региона. Об этом в первую очередь свидетельствуют многочисленные инициативы Президента страны, проведенные форумы, международные конференции, круглые столы и другие мероприятия по водным вопросам.

По данным Научно-информационного центра Международной Координационной Водохозяйственной Комиссии (НИЦ МКВК), средний показатель удельного водопотребления в мире составляет 700 м3/человек/год, тогда как этот показатель на уровне 2003г. состав¬ляет для Узбекистана - 2594, Туркменистана - 4044, Таджикистана -1843,  Кыргыстана-1371 и Казахстана – 1943 м3/человек/год.
Таким образом, обладая большим потенциалом водных ресурсов, приоритетным направлением  Таджикистан считает развитие гидроэнергетики, так как страна не располагает достаточными ресурсами углеводородных источников энергии. Гидроэнергетика является единственным источником обеспечения населения и экономики энергией. Этой отрасли принадлежит ведущая роль в социально-экономическом развитии Таджикистана. Вопросы развития энергетики Таджикистана, включающих строительство как крупных, так и средних и малых гидроэнергетических объектов, являются не только экономически актуальными, но и жизненно важными, играющими ключевую роль в сохранении независимости и снижении уровня бедности в стране, создающий условия для развития человеческого потенциала через доступ к нормально функционирующим секторам экономики, жилищно-коммунальным и санитарно-гигиеническим услугам и др.

Таджикистан, занимая восьмое место в мире по запасам гидроэнергоресурсов, из потенциально возможных к освоению 527 млрд. кВт ч. использует всего около 16-17 млрд. кВт ч. (менее 5%). Подсчитано, что в настоящее время от полумиллиона до более одного миллиона из 7,1 млн. населения Таджикистана не имеют доступа к адекватному энергоснабжению.

Ежегодная потребность Таджикистана в электроэнергии составляет 22-24 млрд. кВт ч. Дефицит в 5 млрд. кВт ч. образуется в основном в зимний период, в то время как летом производство электроэнергии в стране превышает собственные потребности на 1,5 млрд. кВт ч.  В советское время эти излишки электроэнергии поступали в единую энергосеть стран Центральной Азии и в зимнее время возвращались в Таджикистан. Главным принципом успешного существования данной схемы считалось возмещение услуг за регулирование стока в целях ирригации в летнее время, компенсация  недовыработанной электроэнергии в осенне-зимний период и покрытие ежегодных ущербов от затопления и подтопления в странах верховья, путем равноценных поставок тепло- и энергоресурсов из стран низовья. Такой принцип компенсации был разумным и справедливым – обеспечивал энергоснабжение Таджикистана в зимнее время и бесперебойное водоснабжение  стран низовья в летнее время.

Исходя из этого, Таджикистан придает исключительное значение обеспечению энергетической безопасности путем завершения строительства Рогунской ГЭС, а также строительства ряда других гидроэлектростанций.

Согласно проекту, Рогунская ГЭС представляет собой ГЭС приплотинного типа с высотной (335 м) каменно-набросной плотиной.

Проектная мощность ГЭС — 3600 МВт, среднегодовая выработка — 13,1 млрд.кВт.ч. Плотина ГЭС образует крупное Рогунское водохранилище полным объёмом 13,3 км³ и полезным объёмом 10,3 км³. Водохранилище планируется использовать как в энергетических, так и в ирригационных целях. Строительство ГЭС планируется осуществить в несколько этапов, мощность первой очереди должна составить 400 МВт при среднегодовой выработке 5 млрд.кВт.ч.

Рогунская ГЭС спроектирована институтом «Средазгидропроект» (Ташкент), в настоящее время проектирование ГЭС осуществляется российским институтом «Гидропроект». Подготовительный период строительства ГЭС был начат в 1976 году.

Следует отметить, что страны низовья сегодня опасаются, что при строительстве водохранилища будет допущено снижение объемов стока в низовьях реки Амударьи и изменены режимы водораспределения, что, по их мнению, нанесет существенный ущерб странам, расположенным ниже по течению. Данные утверждения не соответствуют действительности. По проекту намечается, что наполнение Рогунского водохранилища будет осуществляться в течении 13-18 лет, почти незаметно для орошаемого земледелия стран нижнего течения. Влияние заполнения Рогунского водохранилища на сток реки Амударья составит не более 3-5%, что в 6-7 раз меньше значения природного маловодья в странах низовья. 

В соответствии со «Схемой» среднемноголетний сток Амударьи составляет 70 км3 в год, а река Вахш 20 км3, что составляет 25-28% от общего стока Амударьи. Доля Таджикистана по бассейну Амударья составляет 9,5 км3 и Таджикистан свободно может за счет своего лимита, без нанесения существенного влияния заполнить Рогунское водохранилище.  Совместная работа Рогунской и Нурекской ГЭС создадут достаточные условия для обеспечения электроэнергией в зимнее время и обеспечения ирригации водой в странах низовья. Неразумно не использовать такие уникальные возможности, данные природой в целях благополучия народов региона.

Очевидно, что строительство Рогунской ГЭС не несет угрозу экологической ситуации в регионе Центральной Азии. Наоборот, улучшая качество воды и регулируя часть стока реки Амударьи, она позволит осуществить с 90% обеспеченностью орошение земель бассейна Амударьи на площади 4,6 млн.га. и дополнительно освоить более 480 тыс. га земель в странах низовья.

Практика показывает, что строительство каскада ГЭС и водохранилищ в странах верховья является эффективным способом сезонного и многолетнего накопления воды с целью обеспечения стран Центральной Азии в вегетационный период. Кроме того, гидросооружения, отвечающие всем современным международным инженерно-техническим требованиям, не представляют угрозу безопасности стран низовья.

Именно благодаря таджикским гидротехническим сооружениям, странам низовья за нескольких десятилетий удалось избегать паводков и наводнений, резко расширить площади орошаемого земледелья. Если бы функционировали  водохранилища Рогунской ГЭС на реке Вахш и Камбаратинской в Кыргызстане, на Сырдарье, то страны Центральной Азии столь остро не ощутили бы негативные последствия маловодья в ирригационные периоды 2001-2002гг. и 2008г.

На основе вышеизложенных аргументов и фактов, необходимо подчеркнуть следующее:

1. Республика Таджикистан на основе имеющихся научно–обоснованных документов и заключений международных экспертов доводит до сведения всех, что завершение строительства Рогунской ГЭС и строительство других гидроэнергетических сооружений на реках Таджикистана не нанесут ущерба странам низовья. Рогунский гидроузел изначально запроектирован для многолетнего регулирования стока реки Вахш. Совместно с Нурекским и Туямуюнским водохранилищами предназначен, в первую очередь, для орошаемого земледелия среднего и нижнего течения реки Амударья. Регулирование стока Рогунским водохранилищем позволит осуществить 90% обеспеченность орошения земель бассейна Амударьи на миллионах гектаров. Данное обстоятельство в дополнение позволяет компенсировать увеличение водозаборов Афганистаном при налаживании мирной жизни в этой стране. Режим попусков из Рогунского водохранилища будет осуществляться в соответствии с режимами, устанавливаемыми на заседаниях МКВК на основе консенсуса.

2. Республика Таджикистан не является источником загрязнения и экологического бедствия бассейна Аральского моря. Известно, что кризис бассейна Аральского моря, является результатом  недальновидной ирригационной политики времен, когда, в угоду хлопковой и продовольственной независимости, учитывая  экономические выгоды от  производства хлопка и риса, не были учтены возможные экологические последствия для региона. В результате  экологический кризис и развал союза повлекли за собой сложные социально-экономические последствия на территории всех Центрально-азиатских государств и в нынешней ситуации страны региона не в силах справиться с ними без поддержки международных организаций и доноров. 

Орошаемые земли в Таджикистане относительно земель в странах низовья бассейна рек имеют хорошую природную дренированность и потому имеют высокий бонитет и генетически более здоровы. Возвратная (сбросная) вода из этих земель существенно меньше минерализована. Наибольшее увеличение минерализации воды происходит за пределами Таджикистана за счет сброса коллекторно-дренажных вод в среднем течении.

3. Республика Таджикистан считает целесообразным участие всех заинтересованных государств в совместном освоении гидроэнергетического потенциала рек Таджикистана, о чем неоднократно было заявлено на различном уровне.

4. При строительстве новых гидроэнергетических объектов Таджикистан выстраивает свои интересы с интересами соседних государств согласно принципам Стокгольмской конференции ООН (1972г.), которые гласят, что «государства …имеют суверенное право эксплуатировать свои собственные ресурсы (вод) в соответствии с их собственной экологической политикой и ответственностью, будучи уверены, что эта деятельность внутри их юриспруденции и контроля не вызовет ущерба окружающей среде других государств или территориям вне их предела национальной юрисдикции». Республика Таджикистан не является  участником  Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 1992 года и Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 1997 года. Тем не менее, Таджикистан, уважая эти универсальные документы, использует их в качестве рекомендаций для использования в практике водопользования.

5. Реализация гидроэнергетических проектов никоим образом не направлена против других государств и не несет угрозу экологической ситуации в регионе Центральной Азии. Озабоченность по поводу того, что строительство гидроэнергетических сооружений в Таджикистане приведет к ухудшению экологической системы и уменьшению водотока рек региона является безосновательной. Наоборот, при реализации проектов в области гидроэнергетики, Таджикистан сможет обеспечить соседние государства экологически безопасной и сравнительно дешёвой электроэнергией, улучшить качество воды в летнее время, а также организовать планомерное, регулируемое и  эффективное использование водных ресурсов, в общих интересах.

Таджикистан призывает все страны и международные организации при формировании своей позиции, связанной с водно-энергетическими проблемами Центральной Азии, признать право Республики Таджикистан на развитие и сохранение здоровья своего населения, принять во внимание тот факт, что в условиях отсутствия других видов топливно-энергетических ресурсов и дефицита электроэнергии в зимний период для Таджикистана исключительное значение приобретает строительство гидроэнергетических сооружений. Республика Таджикистан надеется на сотрудничество, взаимопонимание и поддержку со стороны соседних стран и международного сообщества в решении данной жизненно важной проблемы.
В настоящее время инвестиционная нормативно-правовая база  республики Таджикистан привлекательна для потенциальных  инвесторов.

Посольство Республики Таджикистан в Республике Беларусь приглашает все желающие страны и доноров принять участие в строительстве гидроэлектростанций в Таджикистане. 

Посольство Республики Таджикистан
в Республике Беларусь

«17» февраля 2010 года

← К списку пресс-релизов

Чрезвычайный и Полномочный Посол

ХАКДОД

Махмадшариф Махмуд

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Республике Беларусь

Ссылки

    

        

 

     

Древнее поселение САРАЗМ